Наверх

НЕФТЯНЫЕ МАГИСТРАЛИ ПОД ПРИСМОТРОМ

Дата публикации: 17 Декабря 2015 Распечатать

Работа линейного обходчика остаётся востребованной даже в век автоматизации и высоких технологий.

АО «Транснефть – Центральная Сибирь» обслуживает три нефтетранспортные магистрали Западной Сибири: Александровское – Анжеро-Судженск, Игольско-Таловое – Парабель, Самотлор – Александровское. Общая протяжённость эксплуатируемого магистрального нефтепровода
в однониточном исчислении около 1400 км; он проходит по территории Томской и Кемеровской областей, Ханты-Мансийского автономного округа. Предприятие осуществляет перекачку нефти, поступающей с Нижневартовского, Самотлорского, Стрежевского месторождений,
а также Васюганской группы месторождений.
В структуру акционерного общества входят три районных нефтепроводных управления – РНУ «Стрежевой», РНУ «Парабель», Томское РНУ.

Есть такие рабочие специальности, о которых за пределами профессионального круга слышали немногие, что ничуть не умаляет их значимости для производственной деятельности компании. Например, в АО «Транснефть – Центральная Сибирь» с его многотысячным коллективом трудятся всего чуть больше двух десятков линейных обходчиков магистральных трубопроводов. Их основные обязанности – это, соответственно, обход, обслуживание вверенного участка «трубы» и аппаратуры дистанционного контроля давления в нефтепроводе. Выполняет обходчик и ряд других функций, а в целом от него в немалой степени зависит надёжная и безопасная транспортировка нефти.
Конечно, работа эта не из лёгких, хотя подобного пункта нет в должностной инструкции. К тому же требует ответственного подхода, внимательности, а в случае непредвиденных ситуаций – умения быстро принимать решения. Но ведь даже совершенная техника, такая как система линейной телемеханики на контрольных пунктах магистрального нефтепровода (МН), не отменяет необходимости непосредственного присутствия человека на самых ответственных участках. Именно эту задачу в подразделениях АО «Транснефть – Центральная Сибирь» по сей день выполняют линейные обходчики.

БЕЗОПАСНОСТЬ НА ПЕРВОМ МЕСТЕ
– Стоит пояснить, что обходчики линейной аварийно-эксплуатационной службы работают не на всём протяжении магистрального трубопровода, как может представить неспециалист, – рассказывает Дмитрий ФЕДИН, инженер первой категории отдела эксплуатации магистральных нефтепроводов АО «Транснефть – Центральная Сибирь». – В их обязанности входит осмотр и техническое обслуживание переходов МН через водные преграды, а точнее, через судоходные реки и реки с шириной русла более 500 метров в межень – так называют период самого низкого уровня воды.
По словам специалиста, для предприятия главное – безопасная эксплуатация МН:
– Не случайно особое внимание уделяется участкам, которые пересекают водные преграды. Именно в таких местах в случае какой-то внештатной ситуации, прежде всего – выхода нефти, воздействие на окружающую среду будет наиболее существенным. Во-первых, течением нефть может быстро распространиться на значительную территорию, загрязняя воду и берега. И, во-вторых, любое происшествие на переходе через судоходную реку может затруднить движение водного транспорта, – подчёркивает Д. Федин.
То есть, повторим, потенциально эти участки являются самыми опасными, потому и «присмотр» за ними необходим особый. Если посмотреть на карту-схему магистральных нефтепроводов общества, на ней насчитывается 49 участков подводных переходов, включающих русловую и пойменную часть. (В русловой труба проходит под водой, в пойменной – затапливается в период паводка). Вот это и есть зона ответственности линейных обходчиков.
Кстати, производственные инструкции обходчика разрабатываются с учётом условий эксплуатации конкретного перехода. Они должны содержать технические и эксплуатационные параметры самого перехода, а также описание, объём и периодичность работ по его осмотру и обслуживанию.
Регламент эксплуатации переходов и сама инструкция для обходчика являются важнейшими документами. В том числе, они определяют весь его распорядок дня, а ежедневно ему приходится успевать сделать многое, и никакие ссылки на погоду и прочие внешние обстоятельства тут не принимаются.
Техосмотр состояния береговых участков, сооружений и оборудования; контроль уровня воды на стационарном водомерном посту; контроль давления в основной и резервной нитках перехода – этим список повседневных обязанностей обходчика не исчерпывается.
В частности, ему также приходится следить, чтобы вода не скапливалась в огороженном (обвалованном, как говорят специалисты) пространстве и колодцах. А на воздушных переходах МН дополнительно проводить осмотр трубопровода, береговых и промежуточных опор, мачт, тросов, в общем, всех металлоконструкций.
Понятно, что обходчик должен быть обеспечен средствами радиосвязи, чтобы регулярно передавать информацию в операторную НПС – по рации или по телефону. Находясь на посту, он сообщает о каждом своём выходе на обход, о давлении в основной и резервной нитках нефтепровода (оператор сверяет эти данные с давлением, определённым технологическим режимом) и техническом состоянии оборудования.
Если же линейный обходчик обнаруживает отклонение состояния оборудования или объектов от нормативного, он обязан немедленно сообщить об этом в операторную. Дальше информация поступает диспетчеру РНУ, и соответствующие службы предпринимают меры по устранению неисправностей.

РАБОТАЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР
– Сейчас в АО «Транснефть – Центральная Сибирь» имеется десять так называемых домов обходчиков, которые располагаются в непосредственной близости к переходам МН. В этих «точках локации» сосредоточены аппаратура связи, инструмент, другие принадлежности, необходимые для обслуживания участка магистрального нефтепровода, – продолжает Дмитрий Федин. – Ну и, конечно, всё необходимое для повседневного быта. Работают линейные обходчики вахтовым методом, сменяют друг друга каждые две недели. Поэтому вопрос устройства домашнего уюта всё же не на последнем месте.
Конечно, «человек со стороны», без специальной подготовки, не сможет работать обходчиком линейной аварийно-эксплуатационной службы. Должность эта хоть и относится к категории рабочих, но требует или начального профессионального образования, или профподготовки с соответствующим уровнем квалификации. Получить то и другое можно в профильном учебном заведении, одним из которых в системе АК «Транснефть» является Томский промышленно-гуманитарный колледж.
Судя по должностной инструкции, знания от обходчика требуются довольно разнообразные (только перечисление занимает полторы страницы). Так, он должен разбираться в устройстве и обслуживании контрольно-измерительных приборов, контрольных пунктов телемеханики, кранов и задвижек на своём участке МН; иметь представление о физических и химических свойствах нефти; уметь пользоваться средствами связи и сигнализации, знать схему переключения на многониточных переходах рек и многое другое.
Что ещё немаловажно, линейному обходчику необходимо знание правил обнаружения и устранения утечек нефти. Ну а такие пункты, как порядок действий при возникновении пожаров, чрезвычайных и нештатных ситуаций, опасных или несчастных случаев, – и особенно план ликвидации аварийных разливов нефти! – ему следует знать назубок.
Как говорят в отделе эксплуатации магистральных нефтепроводов, незначительную утечку нефти сложно сразу заметить по показаниям приборов. Вот тут и включается человеческий фактор, когда приходится рассчитывать на обходчика, на его ответственность, наблюдательность и внимание к мелочам... Хотя, наверное, в таком деле, как безопасность трубопроводов, мелочей не бывает.
Только одна деталь: в зимний период линейный обходчик обязан регулярно бурить лунки во льду вблизи подводных переходов. В зависимости от ширины зеркала воды установлены свои нормативные требования – сколько отверстий и на каком расстоянии необходимо пробурить. Возможно, кому-то процедура покажется непонятной, даже забавной, и совершенно напрасно. Это необходимо делать, чтобы контролировать отсутствие нефти подо льдом.
Что ж, из подобных, на первый взгляд рутинных дел и складывается повседневная работа обходчика МН. Между тем, есть в АО «Транснефть – Центральная Сибирь» люди, которые трудятся на этой должности не один год, например, линейный обходчик ЛАЭС РНУ «Парабель» Николай Комаров.
Вверенный ему участок расположен примерно в 70 километрах от райцентра Парабель, где он обслуживает два перехода через одноимённую речку. Вахта длится 15 дней, и большую часть времени обходчик действует, что называется, «в автономном режиме». Чтобы объезжать владения, в его распоряжении снегоход «Буран» и моторная лодка, соответственно, имеются права на эти транспортные средства. Для проживания есть тёплый дом-вагон с бытовой техникой, ну а еду, понятно, приходится готовить самому. В своё рабочее время нужно успеть выполнить все обязанности, и неважно, какая нынче погода, лето на дворе или зима, обязанностей от этого меньше не становится.
– Линейным обходчиком я работаю уже десять лет, до этого тоже был занят в нефтяной отрасли, – говорит Николай КОМАРОВ. – Само собой, работа на подводном переходе требует большой ответственности, тут нужны и внимательность, и наблюдательность, чтобы вовремя заметить даже небольшое повреждение. Надо постоянно следить за порядком: летом я кошу траву, зимой снег расчищаю... Технологическая аппаратура установлена довольно сложная, в ней тоже надо разбираться. Вот сейчас, зимой, ледовая переправа через Парабель устанавливается, много идёт техники, это тоже требует внимания...
По сути, находится линейная точка в тайге, но, по словам обходчика, зверьё особо не беспокоит (хотя медвежьи следы поблизости приходилось видеть). Вообще, ничего особенного в своей работе – безусловно, ответственной и напряжённой – Николай Николаевич не видит:
– Да у нас все хорошо работают, неважно кто – обходчики, линейщики, водители. Ведь условия здесь везде непростые, и ответственность на каждом большая. Я просто ответственно выполняю свои обязанности. Надо каждому честно своё дело делать, вот и всё, – считает он.
А на предприятии уверены, что на таких специалистов, как Николай Комаров, всегда можно положиться.

 

 

Недра и ТЭК Сибири