Наверх

Базовый ориентир - воспитание культуры качества

Дата публикации: 14 Апреля 2016 Распечатать

Образцовое строительство для всего ТЭК

Следует отметить, что решение объявить 2016 год Годом качества не было спонтанным, а явилось итогом многолетнего опыта «Транснефти» в области строительства. Причина связана с формированием компанией Долгосрочной программы развития на период до 2020 года. Уже на первом этапе разработки этой программы стало ясно, что, систематизируя в единое целое работу на огромном количестве объектов, необходимо иметь общую систему оценки качества работ. Первые тезисы Политики ОАО «АК «Транснефть» в области качества строительства были разработаны в августе 2014 года, тогда же в компании приступили к оценке системы менеджмента качества строительства (СМКС) и ее интеграции в процесс строительства новых объектов. Для последовательной реализации поставленной задачи была утверждена дорожная карта, определяющая ключевые этапы внедрения СМКС.

— Конечно, этот документ еще будет корректироваться и расширяться в зависимости от тех результатов, которые мы получим по мере внедрения новой системы менеджмента качества, — говорит заместитель генерального директора по строительству АО «Транснефть — Центральная Сибирь» Павел Бурликов. — Впереди у компании колоссальный объем работ, в том числе реконструкция линейной части трубопроводов, строительство резервуарных емкостей, поэтому для реализации всех поставленных задач необходимо иметь основополагающий документ, по которому будет строиться система менеджмента качества строительства. Этим документом будут руководствоваться все дочерние предприятия при разработке своих плановых показателей в области проектирования и строительства, на его основе будет основываться деятельность и подрядных организаций. В общем, СМКС должна отвечать всем актуальным технологиям и постоянно совершенствоваться в соответствии с требованиями стандартов серии ISO на всех этапах производственного процесса.

Известно, что недостаточное внимание со стороны некоторых нефтяных компаний к вопросам качества строительства трубопроводов либо неправильный выбор проектных решений зачастую приводит к пересмотру и изменению деятельности объекта уже на этапе его эксплуатации. Как правило, это приносит не только существенные материальные убытки, но и сопряжено с высокой опасностью возникновения аварийных ситуаций. Однако «Транснефть» всегда смотрела на строительство своих объектов с точки зрения лидера отрасли и предъявляла высокие требования к качеству стройки. Реализованные компанией проекты, в частности трубопровод «Восточная Сибирь — Тихий океан», могут служить тому ярким примером.

— Внедрение СМКС в системе «Транснефти» — это очередной шаг в дальнейшем развитии уже существующих в компании подходов к строительству и системная мера, которая является ответом на требование времени, — считает вице-президент ОАО «АК «Транснефть» Алексей Сапсай. — Качество стало одним из основных показателей оценки деятельности как российских, так и зарубежных компаний в любой отрасли. При этом качество нужно понимать как универсальную категорию, включающую технические, экономические, организационные, социальные и правовые аспекты. Наличие системы управления качеством — один из ключевых показателей успешной деятельности, и, не имея такой системы, никакая компания не может считаться конкурентоспособной.

Сегодня вопросы качества выносятся на самый высокий государственный уровень: еще в конце 2014 года Президент России подписал ряд поручений, предусматривающих разработку и утверждение перечня внутренних документов госкомпаний, который включает Положение о системе управления качеством. Естественно, что «Транснефть», как государственная компания, выполняет эти поручения неукоснительно и в полном объеме.

— Мы действуем в рамках утвержденной Долгосрочной программы развития ОАО «АК «Транснефть» на период до 2020 года, а один из ее главных блоков касается развития трубопроводной системы, — рассказывает Павел Бурликов. — Сюда входит не только строительство новых объектов, но и программа технического перевооружения, реконструкции и капремонта. Масштабы строительных работ сегодня значительно выросли, что накладывает на нас дополнительную ответственность в области контроля качества реализуемых объектов. За минувший год АО «Транснефть — Центральная Сибирь» ввело в строй новую нефтеперекачивающую станцию «Первомайка», реконструировало часть трубопровода «Александровское — Анжеро-Судженск», в текущем 2016 году планируется замена еще 25 километров трубопроводов, подключение новых участков. При этом мы, как дочерняя компания, также принимаем на себя обязательства взять в основной приоритет достижение показателей Программы развития, технического перевооружения и реконструкции объектов магистральных трубопроводов.

Забота о качестве на этапе проектирования

Одна из целей новой Программы — внедрить такие нормативы, чтобы подрядные организации просто не имели возможности выдать некачественный продукт. Впрочем, это касается не только строительно-монтажных работ, но и вообще всех этапов — от изыскательских работ и разработки проектной и рабочей документации до ввода в эксплуатацию завершенных объектов.

На сегодняшний день «Транснефть» ведет разработку и актуализацию нормативных документов, направленных на повышение качества проектирования и строительства объектов. Подготовлены изменения к типовому контракту на производство строительно-монтажных работ (СМР) в части усиления требований к качеству выполняемых работ, ведется работа по изменению требований и повышению ответственности служб контроля качества подрядных организаций.

По основной идее руководства «Транснефти», главный смысл появления СМКС заключается не в том, чтобы эффективно контролировать качество результата СМР, когда они уже выполнены, а в том, чтобы производить их качественно изначально и на каждом этапе. Ведь даже в быту исправлять что-то всегда дороже, дольше и хлопотней, чем сразу сделать добросовестную работу, что уж говорить о масштабных проектах глобальной компании.

В рамках этой задачи Дорожная карта компании предусматривает разработку методов еще более эффективного влияния на подрядчиков. В течение 2016 года в компании и ее «дочках» ведется работа с нормативной документацией по качеству проектирования и строительства: планируется создать нормативные документы, направленные на повышение качества выполнения различных видов работ подрядчиками. Будет внесен ряд изменений к типовому контракту по проектно-изыскательским и строительно-монтажным работам. В частности, в программы отбора претендентов на выполнение ПИР и СМР на объектах «Транснефти» предполагается выдвинуть требование о наличии у претендента системы менеджмента качества (СМК). В рамках отбора специалисты «Транснефти» на месте будут проверять соответствие организации установленным критериям и контролировать, как данное предприятие работает в области качества.

— На данном этапе мы разрабатываем совместный алгоритм действий, который должны выполнить в компании и ее дочерних организациях в течение 2016 года, осуществляется разработка нормативной документации, положений и должностных инструкций, по которым будут работать все технические службы «Транснефти», — говорит Павел Бурликов. — Один из основных документов СМКС — Руководство по качеству строительно-монтажных работ на объектах магистрального трубопроводного транспорта — напрямую касается АО «Транснефть — Центральная Сибирь», поскольку в текущем 2016 году мы наметили большой объем работ по замене и реконструкции трубопроводов. Этот документ станет ключевым в нашей деятельности, он устанавливает принципы, общие цели и задачи, а также организацию всего рабочего процесса.

Лучшие достижения — образец для остальных

Кстати, для повышения эффективности работы всех дочерних компаний «Транснефти» разрабатываются специальные методики оценки деятельности ОСТ, согласно которым ежегодно будет определяться предприятие, добившееся наилучших показателей по выбранному направлению.

Уже к середине текущего года планируется завершить подготовительную часть внедрения СМКС во всех дочерних обществах. А во второй половине 2016 года на базе нескольких ОСТ будет проведен внутренний аудит функционирования СМКС и по его результатам — разработка корректирующих мер, направленных на устранение выявленных ошибок.

— В конце этого года в компании проанализируют качественные результаты достижения дочерними обществами целей СМКС, а также будут подведены итоги Года качества в строительстве, — рассказывает Павел Бурликов. — Достижения каждого дочернего предприятия войдут в рейтинг ОСТ, и на основе полученных результатов будет принято решение о дальнейшей сертификации СМКС. Помимо этого в этом году нами запланирован большой блок сопутствующих мероприятий: будут проводиться регулярные тематические совещания по вопросам качества выполнения работ с участием руководящих сотрудников дочерних обществ «Транснефти», намечен курс лекций по СМКС.

Намеченное в «Транснефти» широкое внедрение системы менеджмента качества начинается, в первую очередь, с обязательств высшего руководства компании, которое должно стимулировать разработку и внедрение этой системы. Дорожная карта по выполнению намеченного во всех организациях системы «Транснефть» уже начинает реализовываться. Но носителями новой культуры качества должны стать не только руководители подразделений компании и ее дочерних обществ, но и специалисты и сотрудники на всех уровнях производственной цепочки.

— Конечно же вся эта стратегия реализуется не с нуля, поскольку наша компания всегда уделяла особое внимание качеству работ и накопила огромный опыт строительства высококлассных объектов, — говорит Павел Бурликов. — Сегодня процедура ведения различных типов строительства насчитывает сотни стандартов, которые касаются подготовки проектной документации, выполнения инженерных изысканий, экспертизы проектов, производства СМР, их приемки, качества изготавливаемых материалов и оборудования. Ежегодно эти стандарты меняются и совершенствуются, повышаются подходы к экологической политике, промышленной безопасности объектов и охраны труда, меняются химический состав и характеристики строительных материалов и компонентов. Введение стандартов системы менеджмента качества строительства, безусловно, повысит уровень проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ. Следствием этого станет повышение надежности, безопасности и долговечности вновь строящихся и реконструируемых объектов.

Кстати, проведение Года качества строительства в «Транснефти» станет началом нового подхода к решению и актуализации насущных для компании проблем. В настоящее время в компании согласована концепция учреждения будущих тематических годов. В частности, 2017 год планируется провести как Год охраны окружающей среды, 2018 год — Год энергосбережения и энергоэффективности, 2019 год — Год охраны труда и 2020 год — Год промышленной безопасности и производственного контроля.