Наверх

История

ЛЕТОПИСЬ РОСТА

СТРОЙКА ВЕКА И НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ

Начало 1970-х годов – время «политической разрядки», небогатой, но при этом спокойной и размеренной жизни в стране. Но это и время активного развития трубопроводного транспорта в СССР, где проведено 37,4 тыс. км нефтепроводных магистралей, а годовой объём перекачки углеводородного сырья составляет около 306 млн тонн. В это время проложено почти 19,2 тыс. км магистральных нефтепроводов, а в августе 1970 года проложен поистине важный для нас нефтепровод Александровское – Анжеро-Судженск. Сварщик А.Д. Малахов выполнил первый стык на будущей 818-километровой магистрали.

В апреле 1971 года приказом министра нефтяной промышленности в составе дирекции строящихся магистральных нефтепроводов «Главтранснефти» создано Александровское районное нефтепроводное управление (АРНПУ), ныне – районное нефтепроводное управление (РНУ) «Стрежевой».

17 марта 1972 года упразднена Томская дирекция строящихся магистральных нефтепроводов, на её базе создано Управление магистральных нефтепроводов Центральной Сибири Главного управления по транспортированию и поставкам нефти Министерства нефтяной промышленности СССР.

30 марта бригада Артура Гринвальда  сварила последний, «красный», стык нефтепровода Александровское – Анжеро-Судженск на 395-м километре магистрали (территория Парабельского района). А уже в мае была введена в эксплуатацию нефтеперекачивающая станция (НПС) «Парабель» и образовано Парабельское нефтепроводное управление. Между НПС «Александровская» и НПС «Анжеро-Судженск» развернулось 27 станций радиорелейной связи для обеспечения нефтепровода сквозной связью.

23 июня 1973 года Госкомиссия подписала акт о приёме в эксплуатацию магистрального нефтепровода «Александровское – Анжеро-Судженск» и головной нефтеперекачивающей станции «Александровская». За год эксплуатации по нефтепроводу было перекачано 20 млн тонн нефти.

В 1975 году сданы в эксплуатацию две промежуточные нефтеперекачивающие станции – НПС «Раскино» и НПС «Молчаново». Начинается техническое перевооружение производства. Это ли не высокий показатель, открывающий новые горизонты нефтяной отрасли…

НАЦЕЛЕНЫ НА РАЗВИТИЕ

На XXV съезде КПСС расставлены свои приоритеты развития страны: оборонная промышленность, энергетика, сельское хозяйство, а также освоение Сибири. Начало экспортно-вычислительной эры, но в промышленности, строительстве и транспорте по-прежнему велика доля ручного труда. А нефтяная отрасль продолжает своё стремительное развитие.

В 1976 году месторождения Западной Сибири буквально награждают страну 148 млн тонн нефти. Годом позже начинается Всесоюзная комсомольская стройка магистрального нефтепровода Сургут – Полоцк, который называли северным коридором. Стране было необходимо соединить месторождения сибирской нефти с переработчиками на Западе СССР и через Белоруссию обеспечить экспорт сырья в Европу.

В этом же, 1976, году в Центральной Сибири широко внедряется вахтовый метод при обслуживании нефтеперекачивающих станций. На НПС «Парабель» и НПС «Молчаново» магистральные чугунные насосы заменяются стальными. Главная и, пожалуй, самая ответственная задача, поставленная в это время, будет оставаться одной из приоритетных и в любое другое время: повысить надёжность и эффективность нефтепроводов, улучшить бытовые и жилищные условия персонала.

Дальше – больше. В 1977 году полностью завершено строительство резервуарного парка на нефтеперекачивающей станции «Александровская», а в апреле следующего года сдана в эксплуатацию ветка трубопровода «Васюган – Раскино», протяжённостью 178 км.

Указом Президиума Верховного Совета СССР учреждена медаль «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири». Одним из первых эту награду получил взрывник Парабельского районного нефтепроводного управления Павел Семенович Цозик.

И новый толчок для развития и совершенствования: в 1979 году построена ЛЭП-110 «Чапаевка – Катыльга» протяжённостью 174 км, а в управлении магистральными нефтепроводами Центральной Сибири создан информационно-вычислительный центр.

Чуть позднее, в 1980 году, на НПС «Парабель» построен резервуарный парк ёмкостью 80 тыс. кубометров. Важным показателем этого времени является и тот факт, что накануне Дня нефтяника магистраль «Александровское – Анжеро-Судженск» окупила свою сметную стоимость.

Упадок духа в стране сопровождается, однако, улучшением в нефтяной отрасли. Добыча нефти в Западной Сибири за последние пять лет вырастает более чем в два раза. А в Центральной Сибири сдана блочно-комплексная насосная станция «Завьялово», обеспечен радиорелейной линией связи участок нефтепровода «Орловка – Нижневартовск».

В 1982 году в строй введены нефтепровод и ЛЭП-220 «Парабель — Лугинецкое» протяжённостью 177 км. Также начала свою работу радиорелейная линия связи «Колпашево — Стрежевой» (337 км) и была сдана блочно-комплексная насосная станция «Орловка».

В 1983 году впервые в системе «Главтранснефти» на нефтепроводе «Александровское — Анжеро-Судженск» прошли успешные испытания систем телемеханики. Предложенные здесь решения в дальнейшем стали использоваться и на других магистралях. В это же время успешно был запущен нефтепровод Лугинецкое – Парабель от нулевого до 199 км.

В 1985 году вступила в строй блочно-модульная насосная станция «Чапаевка». 26 сентября завершилось строительство резервуарного парка НПС «Раскино». Показатель успешного развития отрасли: к концу года была транспортирована 500-миллионная тонна нефти.

В следующем году в рамках целевой территориально-отраслевой научно-технической программы «Нефть и газ» и программы «Ускорение-90» началось создание организационно-технологической автоматической системы управления магистральных нефтепроводов Центральной Сибири.

К 1987 году в стране действует 94 тыс. км магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов. А у нас сдана блочно-модульная насосная станция «Первомайская» и введён в эксплуатацию нефтепровод «Лугинецкое – Герасимовское» диаметром 530 мм и протяжённостью по болотам 60,5 км. И снова показатель работы можно представить цифрами: годовой объём поставок нефти составил 49,6 млн тонн.

В 1991 году построен и включён в общую систему нефтепровод «Игольско-Таловое – Герасимовское» диаметром 530 мм и протяжённостью 86 км.

К концу 1990-х годов в «Главтранснефти» 17 управлений магистральными нефтепроводами, 572 нефтеперекачивающих станций, 265 аварийно-восстановительных пунктов, три спецуправления по предупреждению и ликвидации аварий, два аварийных поезда. Компания обеспечивает перекачку и поставку всей добываемой в СССР нефти.

ТЕХНОЛОГИИ – НА БЛАГО ПРОИЗВОДСТВА

В 1992 году указом Президента Российской Федерации учреждено АООТ «Магистральные нефтепроводы Центральной Сибири», основная цель которого – получение прибыли при обеспечении государственных интересов Российской Федерации в области трубопроводного транспорта нефти.

Через год производственное объединение становится открытым акционерным обществом «Магистральные нефтепроводы Центральной Сибири» акционерной компании «Транснефть» (ОАО «Магистральные нефтепроводы Центральной Сибири» «АК «Транснефть»).

В апреле 1997 года завершается строительство дюкера через Обь на 32-34 км нефтепровода «Александровское – Анжеро-Судженск». В августе учреждено ОАО «Центрсибнефтепровод».

В 1998 году в структуре ОАО «Центрсибнефтепровод» создано дочернее предприятие – ЗАО «ТОМЗЭЛ».

Активная работа даже в сложные и кризисные для страны годы не могла остаться незамеченной и на самом высоком уровне. В 2000 году Президент РФ В.В. Путин направляет в ОАО «Центрсибнефтепровод» письмо с благодарностью за эффективную работу и умение действовать в непростых условиях. Руководство Общества в этот год создаёт Совет молодых специалистов и ремонтно-строительное управление, специализирующееся на капитальном ремонте магистральных нефтепроводов. Активизируется и природоохранная деятельность на предприятиии.

На рубеже веков трубопроводный транспорт страны вступает в эпоху своего процветания. В апреле 2001 года создана линейная производственно-диспетчерская станция (ЛПДС) «Орловка». Успешно проведена сложная замена нитки нефтепровода методом наклонного бурения на новую через реку Обь в районе ЛПДС «Орловка». В августе осуществлена врезка в систему магистральных нефтепроводов Центральной Сибири на участке «Лугинецкое — Парабель».

К следующему, 2002, году структурные подразделения ОАО «Центрсибнефтепровод» укомплектованы современными средствами ликвидации аварийных разливов нефти. Созданы и аккредитованы на уровне Госстандарта РФ две экоаналитические лаборатории – в ЛПДС «Стрежевой» и в ЛПДС «Орловка».

В 2003 году подводятся итоги областного конкурса прошлого года, ОАО «Центрсибнефтепровод» получило диплом первой степени «За высокую эффективность и развитие социального партнёрства» в номинации «Квалификация кадров, система их подготовки и переподготовки». На предприятии введена Экологическая политика ОАО «АК «Транснефть». Создана и аккредитована на уровне Госстандарта РФ эколаборатория в ЛПДС «Парабель».

В этом же году начинается активное содействие профессиональному образованию. При поддержке АК «Транснефть» в Томском политехническом университете открывается кафедра транспорта и хранения нефти и газа. А в следующем, 2004, году начат совместный образовательный проект с Томским государственным промышленно-гуманитарным колледжем (ТГПГК) в области подготовки и переподготовки рабочих и специалистов для системы трубопроводного транспорта. Получены международные сертификаты DQS и IQNet о соответствии объектов предприятия международному экологическому стандарту ISO 14001.

В 2005 году началась полная реконструкция НПС «Молчаново», 13 октября – забита первая свая в основание новой станции, а уже в ноябре 2006 года состоялся пуск реконструированной станции.

А в 2007 году ОАО «Центрсибнефтепровод» отмечает уже свой 35-летний юбилей. Численность персонала в этом юбилейном году составляла 1993 человека.

В следующем году было создано ремонтно-строительное управление. Общество приняло участие в крупнейшем проекте строительства нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО).

Четыре года, с 2006 по 2010, стали показателями по-настоящему плодотворной работы сотрудников Компании. Подразделения ОАО «Центрсибнефтепровод» вахтовым методом участвуют в строительстве транспортной системы Восточная Сибирь – Тихий океан. На счету томских трубопроводчиков около 150 км трассы, подготовка к профилеметрии (определение размеров и формы поперечного сечения скважины и их изменений с глубиной) технологических трубопроводов в спецморнефтепорту «Козьмино».

В 2008 году линейные производственно-диспетчерские станции «Стрежевой», «Парабель» и «Орловка» получили статус районных нефтепроводных управлений (РНУ).

В этот четырёхлетний период также проводятся обширные работы по ремонту и реконструкции на линейной части и объектах нефтепроводов.

В 2009 году была внедрена система управления охраной труда, созданы Советы ветеранов и проведен инспекционный аудит СЭМ о соответствии объектов предприятия требованиям международного экологического стандарта ISO 14001:2004 в области эксплуатации магистрального трубопроводного транспорта, транспортировки по магистральным нефтепроводам, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки.

По результатам инспекционного аудита СЭМ рекомендовано продлить действие международных сертификатов DQS и IQNet.Аудиторами ДЭКУЭС проведен сертификационный аудит системы менеджмента охраны труда и техники безопасности на соответствие требованиям BS OHSAS 18001:2007. По результатам аудита получено подтверждение выполнения требований сертификации в области охраны труда.

Принята Программа социальной ответственности ОАО «Центрсибнефтепровод».

ОАО «Центрсибнефтепровод» провело корпоративный этап десятого смотра-конкурса «Лучший по профессии» ОАО «АК «Транснефть», в котором приняло участие 14 команд.

Своеобразным итогом десятилетия можно считать мнение журнала «Эксперт»: магистральные нефтепроводы центральной Сибири по производственным показателем заняли 6 место в списке крупнейших предприятий Сибири в сфере транспорта и логистики.

НОВЫЙ ВИТОК В ИСТОРИИ

В стране – чёткий курс на укрепление государственности, всестороннюю модернизацию экономики и инновационное развитие, по этому пути идёт и ОАО «Центрсибнефтепровод».

Четыре года, с 2011 по 2015, – плановая масштабная реконструкция и техперевооружение системы нефтепроводов.

На фоне модернизаций и масштабных проектов, сотрудники не забывают и о корпоративных конкурсах: в 2012 году Томск вновь принимает гостей – проведён корпоративный этап двенадцатого смотра-конкурса «Лучший по профессии» ОАО «АК «Транснефть», участвовало 19 команд.

В 2013 году ОАО «Центрсибнефтепровод» стало базовой площадкой для пилотного корпоративного проекта КИИСУ. В ноябре проведён региональный пресс-тур. Внедрена система энергетического менеджмента.

В этом же году реализован один из крупных благотворительных проектов: в Северской клинической больнице № 81 открыт и оснащён необходимым оборудованием детский реабилитационный ортопедический центр.

2014 – год масштабных изменений: 27 октября ОАО «Центрсибнефтепровод» переименовано в АО «Транснефть – Центральная Сибирь». В АО «ТОМЗЭЛ» (дочернее общество АО «Транснефть – Центральная Сибирь» введён в действие собственный цех электроники, а во всех подразделениях полностью обновлён парк компьютерной техники.

В 2015 году запущена новая нефтеперекачивающая станция «Первомайка», внедрена система электронного документооборота, введена в постоянную промышленную эксплуатацию система автоматизации учётно-управленческих задач (август). Продолжается серверная модернизация. 14 апреля ЗАО «ТОМЗЭЛ» (дочернее общество «Транснефть – Центральная Сибирь») переименовано в акционерное общество «Томский завод электроприводов» (АО «ТОМЗЭЛ»).

В 2016 году открытое акционерное общество акционерная компания "Транснефть" переименована в публичное акционерное общество "Транснефть".